МАГИЯ, МИСТИЦИЗМ И РИТУАЛЫ В РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВЕ
В начале XVII столетия европейцы столкнулись с загадочными событиями. Таинственные манускрипты стали наполнять Германию, воображение общества захватили странные истории о Христиане Розенкрейце и его таинственном Братстве Розенкрейцеров, тайном обществе христианских мистиков и адептов, которые ставили перед собою цель улучшение рода человеческого, изучали Искусство Алхимии, герметизм и Каббалу, они укрылись за завесой символов и аллегорий. Первым из манускриптов, распространявшихся из рук в руки начиная с 1610, и напечатанным в 1614 году, был текст под названием «Fama Fraternitatis»[1], в котором описывалась жизнь Христиана Розенкрейца (Christian Rosencreutz (или C.R.C.)), его путешествие на Ближний Восток, где обрел он познание в сфере Эзотерических Наук. В «Fama» также приводятся сведения об истории основания и целях Розенкрейцерского Братства C.R.C., рассказывается о чудесных событиях, которые воспоследствовали сразу после открытия гробницы Христиана Розенкрейца (что произошло спустя 120 лет после его смерти). Вскоре после «Fama Fraternitatis» появились и другие рукописи – «Confessio Fraternitatis»[2] и "Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца". [3]
В «Confessio» подробнее раскрывалась идея, заложенная в «Fama». В этом манифесте описывается то глубокое знание, которым обладают C.R.C. и Розенкрейцерское Братство. Заявления, присутствующие в этой рукописи, были еще более смелыми, решительными, и вызвали еще большую вокруг себя полемику.
В «Химической Свадьбе» описывается аллегорическая история о том, как Христиан Розенкрейц изучал тайны алхимии. Эта рукопись наполнена темами, к которым было столь склонно воображение европейцев XVII века. Она скорее представляет собой художественный рассказ, чем манифест.
Эти три манускрипта, взятые воедино, прекрасным образом прояснили характер Братства Розенкрейцеров как религиозного Ордена, склоняющегося к протестантизму. Бедность, смирение, творение добрых дел, исцеление больных, - все это подчеркивалось в данных сочинениях. Основанием учения Ордена являлось Четвероевангелие, однако сопровождалось и расширялось оно за счет герметической и неоплатонической доктрин. Однако точное определение Розенкрейцерского учения не излагалось явно, в манифестах на него присутствуют лишь намеки. Манифесты эти становились еще более таинственными оттого, что их написал анонимный автор. Одни были очарованы ими, а другие возненавидели их, поскольку в манифестах этих была заложена идея о существовании тайной организации духовных людей, которые обладают уникальными, духовными силами, а также весьма осведомлены в сфере эзотерической мудрости.
Интерес к загадочному Братству возник незамедлительно. Розенкрейцеров осуждали те, кто считал, что в цели их Братства входит учреждение политического и религиозного Ордена. Братство, страстно искавшее кандидатов на посвящение в него, всегда оставалось неуловимым. Однако то влияние, которое было произведено манифестами, оказалось заразительным, и утопические воззрения, описанные в «Fama» группой просвещенных мистиков, породило появление различных Орденов, которые создавали учение свое по образу Розенкрейцерского учения. Уже четыре столетия после появления манифестов очарование Розенкрейцерских идей все не спадает. Однако, пытаясь найти истоки происхождения Розенкрейцерства в Масонстве и Тамплиерстве, исследователи часто следуют по пути сближения исторических фактов с романтическими домыслами.
В своей книге «Истинная история Розенкрейцеров» А.Э. Уэйт предложил разделять три подхода у исследователей Розенкрейцерства к их истории. Представители первого класса исследователей считают историю Христиана Розенкрейца , а также способ образования Розенкрейцерского Братства, как он изображен в «Fama Fraternitatas», исторически точным. Представители второго класса считают, что все это является чистейшей мифологией. Представители третьего класса исследователей полагают легенду Христиана Розенкрейца выдумкой, однако верят в то, что Тайное Общество Розенкрейцеров действительно существовало.[4]Легендарная история этих неуловимых Розенкрейцеров, наполненная представлениями о таинственных адептах, тайной мудрости, истинной духовной алхимии, тайных встречах посвященных, а также о мистических силах, действительно привлекала и интриговала множество людей на протяжении столетий, начиная от истинных искателей знания до шарлатанов, которые желали извлечь денежную выгоду из увлеченности людей Розенкрейцерами.
Пламенно веря в эту загадочную историю, некоторые обыскивали сельские местности Германии в попытках найти настоящее расположение захоронения Христиана Розенкрейца. Доктор Роберт У. Фелкин, член Эзотерического Ордена Золотой Зари и со-основатель отпрыска Золотой Зари, известного под названием «Stella Matutina» (лат. «Утренняя Звезда»), в 1914 году отправился на поиски гробницы C.R.C.. Фелкин так и не нашел то, что искал, и едва не лишился возможности покинуть Германию накануне начала Первой Мировой Войны. Вот, каковой силой воздействия обладало очарование этой загадки.
Примечания:
1. – Полное название: «Fama Fraternitatis, или Откровение Братства Высокочтимого Ордена Розы Креста, обращенное ко всем ученым и правителям в Европе».
2. – Полное название: «Confessio Fraternitatis Roseae Crucis ad Eruditos Europae», или « Исповедание достохвального Братства всечтимого Розового Креста, составленное для уведомления всех ученых мужей Европы».
3. – «Chymische Hochzeit Christiani Rosencreutz».
4. – Уэйт, 217.
